Экологическое воспитание
- Подробности
- Опубликовано: 22.05.2024 08:40
- Просмотров: 261
В соответствии с изменениями внесенными в статью 8 Федерального закона “Об отходах производства и потребления” от 24.06.1998 N 89-ФЗ с 01 января 2019 года к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами отнесена также и организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Экологическое просвещение — это распространение экологических знаний об экологической безопасности, здоровом образе жизни человека, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры в обществе.
Целью экологического образования и просвещения является формирование активной жизненной позиции граждан и экологической культуры в обществе, основанных на принципах устойчивого развития.
Экология — это не что-то абстрактное, удаленное от нас, живых людей. Проблема экологической культуры реализации твердых коммунальных отходов в настоящее время является одной из важнейшей составляющей безопасности населения любого мегаполиса, небольшого города или поселка. В отходах существуют и канцерогены, и мутагены, и яйца гельминтов, а также другие патогенные организмы. Это самая серьезная опасность для здоровья человека, не удаленная на годы или десятилетия! Мало кто задумывается о процессе организации вывоза твердых бытовых отходов, нашей национальной системе утилизации отходов (как производственных, так и бытовых) основанных на захоронении. Сегодня 98% отходов хоронится на свалках, которые — нередко! — весьма далеки от стандартов экологической безопасности. Принятый в цивилизованных странах и успешной применяемый на практике принцип раздельного сбора мусора, у нас пока еще не прижился. А это значит, что металлическая и стеклянная тара, пищевые отходы, бумага, картон, полимерный мусор, которые могли бы еще раз послужить людям, выбрасываются в один контейнер с просроченными медикаментами, лаками, красками, содержащими ртуть приборами и люминесцентными лампами. Затем под маркой «неопасных» отходов, все это вывозится на «полигоны». Там эти отходы, порою, даже не хоронятся, а «присыпаются» землей.
Экологическая ситуация в муниципальном образовании Большесейский сельсовет Таштыпского района Республики Хакасия
В целом экологическая ситуация в муниципальном образовании Большесейский сельсовет благоприятна.
Основными источниками загрязнения окружающей среды в поселении являются автотранспорт, твёрдые бытовые (коммунальные) отходы (далее ТКО).
Ежегодно Администрация Большесейского сельского поселения организовывает и проводит:
1) общепоселковые субботники по уборке и благоустройству территории;
2) мероприятия, направленные на благоустройство муниципального образования, на озеленение дворов, придомовой территории.
Проведение данных мероприятий призвано повышать культуру поведения жителей, прививать бережное отношение к элементам благоустройства, привлекать жителей к участию в работах по благоустройству, санитарному и гигиеническому содержанию прилегающих территорий.
Экологическое воспитание и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами
Экологическое просвещение
В соответствии с изменениями внесенными в статью 8 Федерального закона от 24 июня 1998 №89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” с 01.01.2019 года к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами отнесена также и организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Указом Президента РФ от 19 апреля 2017 №176 утверждена Стратегия экологической безопасности России на период до 2025 года. Стратегией определены основные механизмы реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности, среди которых:
1) принятие мер государственного регулирования выбросов парниковых газов, разработка долгосрочных стратегий социально-экономического развития, предусматривающих низкий уровень выбросов парниковых газов и устойчивость экономики к изменению климата;
2) формирование системы технического регулирования, содержащей требования экологической и промышленной безопасности;
3) лицензирование видов деятельности, потенциально опасных для окружающей среды, жизни и здоровья людей;
4) нормирование и разрешительная деятельность в области охраны окружающей среды;
5) внедрение комплексных экологических разрешений в отношении экологически опасных производств, использующих наилучшие доступные технологии;
6) государственный санитарно-эпидемиологический надзор и социально-гигиенический мониторинг;
7) создание системы экологического аудита;
8) стимулирование внедрения наилучших доступных технологий, создание удовлетворяющих современным экологическим требованиям и стандартам объектов, используемых для размещения, утилизации, переработки и обезвреживания отходов производства и потребления, а также увеличение объема повторного применения отходов производства и потребления за счет субсидирования и предоставления налоговых и тарифных льгот, других форм поддержки;
9) создание и развитие государственных информационных систем, обеспечивающих информацией о состоянии окружающей среды и об источниках негативного воздействия на нее, включая единую государственную информационную систему учета отходов от использования товаров;
10) обеспечение населения и организаций информацией об опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлениях, о состоянии окружающей среды и ее загрязнении.
Экологическое просвещение — это распространение экологических знаний об экологической безопасности, здоровом образе жизни человека, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры в обществе.
Целью экологического образования и просвещения является формирование активной жизненной позиции граждан и экологической культуры в обществе, основанных на принципах устойчивого развития.
В условиях неблагоприятной экологической ситуации в стране и мире проблемы экологического просвещения населения в течение долгого времени неизменно находятся в центре внимания. В своей работе Администрация Петровского сельского поселения старается привлечь внимание местного сообщества к экологическим проблемам поселения, обеспечить доступность экологической информации для населения, принимают активное участие в формировании экологической культуры, проводит месячники по благоустройству и санитарной очистке территории, по пожарной безопасности.
На сайте Администрации Петровского сельского поселения и информационных стендах на территории поселения размещается информация о введении карантинных, пожароопасных и особых противопожарных периодов.
Постановление Администрации Петровского сельского поселения № 18 от 21 мая 2024 “Об утверждении Положения об осуществлении экологического просвещения, организации экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами”
В природоохранное законодательство входят Федеральный закон от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другие законодательные акты комплексного правового регулирования.
В подсистему природоресурсного законодательства входят:
1)Земельный кодекс РФ (ФЗ № 136 от 25.10.2001 г.);
2)Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»;
3)Лесной кодекс РФ (ФЗ № 200 от 04.12.2006 г.);
4)Водный кодекс РФ (ФЗ № 74 от 03.06.2006 г.);
5)Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», а также другие законодательные и нормативные акты субъектов Российской Федерации.
В Конституции Российской Федерации отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка. Конституция Российской Федерации вводит в научный оборот определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.
Центральное место среди экологических норм Конституции Российской Федерации занимает ч.1 ст.9, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В Конституции Российской Федерации есть две очень важные нормы, одна из которых (ст. 42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу, а другая провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ч. 2 ст. 9). Первая касается биологических начал человека, вторая — его материальных основ существования.
Конституция Российской Федерации также оформляет организационно-правовые взаимоотношения Федерации и субъектов Федерации. Согласно ст.72 пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации.
По предмету своего ведения Российская Федерация принимает федеральные законы, которые являются обязательными на территории всей страны. Субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных актов. Конституция Российской Федерации закрепляет общее правило: законы и иные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам. Положение Конституции Российской Федерации конкретизируется в источниках экологического права.
Федеральный закон от 10 января 20022г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон) определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
В Законе закрепляются следующие правовые положения:
основы управления в области охраны окружающей среды;
права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды;
экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;
нормирование в области охраны окружающей среды;
оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;
требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности;
зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;
государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг);
контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);
научные исследования в области охраны окружающей среды;
основы формирования экологической культуры;
международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
Охрана здоровья и обеспечение благополучия человека — конечная цель охраны окружающей природной среды. Поэтому в законодательных актах, направленных на охрану здоровья граждан, экологические требования занимают ведущее место. В этом смысле источником экологического права служит Федеральный закон от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Он регулирует санитарные отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятного воздействия внешней среды — производственной, бытовой, природной. Экологические требования, выраженные в статьях Закона, одновременно являются и источниками экологического права. Например, на охрану здоровья и окружающей природной среды направлены нормы Закона о захоронении, переработке, обезвреживании и утилизации производственных и бытовых отходов и т. д.
Другим источником экологического права служат Федеральный закон от 21 ноября 2011года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В нем есть норма, обеспечивающая экологические права граждан. Так, ст.18 говорит, что: « Каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды…»
Правовые нормы по охране природы и рациональному природопользованию содержатся и в других актах природоресурсного законодательства России. К ним относятся Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 мая 2005 года №52-ФЗ «О животном мире» и др.
На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, отвечая также за их исполнение. Постановление Правительства Российской Федерации также является нормативно-правовым актом. В соответствии со ст.114 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.
Природоохранительные министерства и ведомства наделяются правом издавать нормативные акты в рамках своей компетенции. Они предназначены для обязательного исполнения другими министерствами и ведомствами, физическими и юридическими лицами.
Немаловажную роль играют нормативные правила — санитарные, строительные, технико-экономические, технологические и т. д. К ним относятся нормативы качества окружающей среды: нормы допустимой радиации, уровня шума, вибрации и т. д. Эти нормативы представляют собой технические правила, и в этом виде они не рассматриваются как источники права. Ведомственные нормативные акты могут быть отменены Правительством Российской Федерации, если они противоречат закону. Акты вступают в силу только после регистрации в Министерстве юстиции и публикации в газете «Российские вести».
Сфера компетенции субъектов Федерации определяется отраслевыми законодательными актами: по землепользованию — Земельным кодексом Российской Федерации, по недрам — Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 №2395-1 «О недрах», водопользованию — Водным кодексом Российской Федерации, по использованию животного мира — Федеральным законом от 24 апреля 1995 №52-ФЗ «О животном мире», по окружающей природной среде — Федеральным законом от 10 января 2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В основе такого разделения правового регулирования лежит отношение к природным ресурсам. Порядок отнесения природных ресурсов к федеральным или иным регулируется Указом Президента Российской Федерации о федеральных ресурсах. Конституция Российской Федерации (ст.76) устанавливает законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. В случае наличия противоречия между нормативными актами субъектов Федерации и статьями федеральных законов первые подлежат отмене указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации. Помимо специальных нормативно-правовых актов экологического содержания в последние годы широко используется экологизация нормативных актов, регулирующих экономическую, хозяйственную и административную деятельность предприятий. Под экологизацией понимают внедрение экологических требований в нормативно-правовые акты неэкологического содержания. Необходимость такого процесса объясняется тем, что экологические законы не всегда могут напрямую касаться хозяйствующих субъектов, занятых в различной сфере производства.
Уважаемые жители! Берегите природу и ее экологическое состояние!